В последние выходные октября в России на полках магазинов появились первые официально ввезенные в страну айфоны. Старт продаж оказался успешным, поскольку опасения из-за работы смартфонов в отечественных LTE сетях на этот раз заставили многих покупателей с подозрением отнестись к заманчивым предложениям «серых» продавцов техники. С первого дня купить новинки можно было в сетях крупнейших ритейлеров, например, «М.Видео», «Эльдорадо», Media Markt, «Связной», «Евросеть», re:Store и у других официальных продавцов. Также 5s и 5c появились в салонах сотовых операторов МТС и «Вымпелком».
Но теперь, спустя месяц после начала продаж, расстановка сил на рынке изменилась, и в некоторых магазинах образовался дефицит новых устройств. Виной тому разные каналы получения смартфонов магазинами. В первую неделю октября появилась информация, что у Apple появился новый прямой контакт кроме «Связного». «М.видео» подписала договор с Apple и с тех пор получала устройства напрямую со склада компании в Москве. На тот момент речь идет обо всех устройствах кроме iPhone, но «М.видео» готовилась также стать прямым партнером Apple по продажам смартфонов. Через несколько дней стало известно, о переговорах с «Евросетью», но до сих пор контакт не был подписан, несмотря на то, что в тот момент президент ритейлера Александр Малис уверял, что компания находится в финальной стадии переговоров с Apple. Ближе к началу продаж появились новости от операторов. Отказавшись от возобновления отношений с американской компанией, МТС удалось найти выход из положения благодаря оптовикам Apple в России — руководство компании договорилось с оптовиками Merlion и «Дихаус» о закупке iPhone 5s и 5c для продажи в собственной розничной сети. Отличился «Вымпелком» — в последний момент им удалось прийти к соглашению с Apple и подписать прямой контракт, ведь если раньше условия, которые предлагала Apple, были очень невыгодными для операторов, теперь ситуация изменилась к лучшему. Пусть американская компания не пошла на уступки, прямые контракты есть у большего числа партнеров, так что требования по закупке минимального числа iPhone, маркетингу и другим расходам делятся между всеми участниками рынка.
Сегодня стало известно, что салоны «Евросети» уже несколько недель недополучают новую модель смартфона Apple — iPhone 5s, в результате на складах ритейлера не осталось этих аппаратов. Такую информацию сообщил «Ведомостям» президент «Евросети» Александр Малис. С начала продаж в страну ввезено около 100 000 аппаратов, из них «Евросети» с ее почти 5000 салонами досталось только 2000 трубок. А спрос намного выше: 1000 iPhone 5s, поставленных «Евросети» в начале ноября, разошлись через интернет-магазин за пару дней. Аналогичная ситуация у розничной сети «Мегафон ритейл», говорит близкий к ней человек: она получила всего несколько сотен iPhone 5s, что значительно ниже уровня спроса.
В то же время пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева сообщила, что дефицит был лишь первое время, а теперь практически все салоны оператора обеспечены товаром и к новогодним продажам дефицита не будет. У «Связного» также нет проблем с запасами iPhone 5s — небольшие сложности есть только с золотистыми моделями.
Есть мнение, что в некоторых магазинах дефицит создан искусственно, поскольку на складах других ритейлеров может находится более 50 000 непроданных iPhone 5s. Возможно Apple ограничивает поставки в магазины «Евросети», чтобы заставить ритейлера повысить цены на iPhone 5s, поскольку компания установила самые низкие цены на новые устройства. Альтернативная точка зрения — нехватка смартфонов в «Евросети» и магазинах «Мегафона» должна вынудить ритейлеров заключить прямые контракты с Apple. Для конечных покупателей в сложившейся ситуации нет ничего плохого, поскольку не купив новинку в одном магазине, они всегда могут обратиться в другой. Продавцам, недополучившим айфоны, приходится намного хуже, так что в ближайшем будущем не исключено подписание новых контрактов с Apple.