Apple, бесспорно, уникальная компания, которая производит уникальные устройства. Благодаря своим инновациям и огромному техническому и финансовому потенциалу Apple может не подстраиваться под тенденции на рынке, а создавать их сама. Причем купертинcкий гигант настолько силен, что может позволить себе создавать полностью новые категории продуктов. Даже там, где до него конкуренты терпели полное фиаско.
Впрочем, в последнее время все чаще звучат разговоры о том, что Apple перестала быть инновационной компанией. Последние продукты Apple нельзя назвать ни революционными, ни инновационными. Компания просто совершенствует существующие устройства, проигрывая конкурентам в мощности процессоров, количестве мегапикселей и величине дисплея. Все это действительно так. Apple перестала быть инновационной компанией. Это признают как многочисленные поклонники марки, так и еще более многочисленные недоброжелатели.
Что же ждет компанию, которая достигла своего величия именно благодаря оригинальным идеям? Очевидно, что быть «как все» Apple не может. Именно поэтому, даже несмотря на новые рекорды в продажах, многие предрекают компании бесславный конец. Однако «хоронить» Apple, как минимум, преждевременно.
Для начала стоит разобраться, что же такое инновации по своей сути. В общем смысле — это создание чего-то нового. Инновациями были работы Ньютона, Форда, Тесла, Попова, Менделеева и так далее. То есть инновация — это абсолютно новый способ делать что-то. И у Apple это получалось три раза за последние 12 лет.
Первая инновация Apple — это iTunes, которая изменила способ приобретения и прослушивания музыки. До iTunes люди покупали музыку в магазинах на физических носителях либо скачивали с пиратских ресурсов. Сейчас же мало кому придет в голову, что для того, чтобы купить песню, нужно ехать на другой конец города в специализированный магазин. Кроме того, Apple сделала процесс скачивания треков легальным. Действительно оценить масштабы изменений, которые принесла iTunes, очень сложно. Ведь фактически изменилась вся музыкальная индустрия — ее развитие пошло в ином направлении.
Вторая инновация Apple — это iPhone, который изменил все. До появления смартфона от Apple рынок мобильных устройств был совсем другим. Лидером была Nokia со своим Symbian, сенсорные дисплеи использовали только в КПК и громоздких коммуникаторах, рынка мобильных приложений как такового не существовало. Мобильные телефоны нужны были для звонков, управление кнопками казалось чуть ли не единственно возможным вариантом.
iPhone же стал настоящим медиа-плеером и игровой консолью, и, что самое главное, он обладал большим дисплеем для удобного интернет-серфинга. Смартфон от Apple действительно изменил все — то, как мы используем мобильный телефон и как его воспринимаем. Достаточно просто посмотреть, какими были смартфоны до iPhone, и какими они стали через несколько лет после выхода устройства на рынок.
Третья инновация Apple — это iPad, который создал рынок планшетов. Планшетные компьютеры были и до iPad, однако это были совсем другие устройства, которые отличались от планшета Apple в принципе. Купертиновский гигант предложил новый способ взаимодействия с интерфейсом, самый логичный и простой — прикосновение к объектам на экране. И iPad действительно продается без инструкции, так как ему она просто не нужна. А ведь инструкции прикладывают даже к сковородкам.
Ни одна компания в мире не может похвастаться таким послужным списком. Microsoft уже давно не представляла продуктов, которые приносили бы столь же масштабные перемены в жизни людей. У Samsung таких инноваций, кажется, не было вообще. Amazon, TiVo и Netflix также совершили в свое время похожие революции, но их масштаб был меньше. В глобальном же смысле с Apple может сравниться только Google, которая в свое время создала инновационную поисковую систему и сделала очень много для развития рекламы в Интернете.
Таким образом, на фоне своих же инноваций последние новинки Apple действительно выглядят бледно. Компания оказалась загнанной в угол из-за того, что от нее ждут слишком многого. В результате за инновации приходится выдавать то, что таковым не является. Ведь Тим Кук просто не может выйти и сказать: «Мы сделали очередной iPhone, он стал немного лучше». Поэтому он скажет: «Это новый iPhone. Он все изменит. Опять».
Apple нужны инновации, каждый год, два раза в год. Отсутствие новых идей можно простить другим компаниям, но только не Apple.