Пока рынок отходит от рождественского бума продаж спадом, маркетинговый департамент компании "Евросеть" подводит итоги года. В последнем отчете компании приведены данные по продажам мобильных телефонов, смартфонов и планшетов.
Как заявил директор компании Александр Малис, в ближайшее время стоит ожидать спада покупательской активности и общего снижения темпов продаж во всей торговой отрасли. Потребительский кризис начался и 2013 год стал его началом.
Однако сейчас интересно не это. Цифры говорят о том, что в тренде смартфоны. Смартфоны на Android. На них в прошлом году пришлось 74% проданных устройств. Главным двигателем успеха Android в России стала Samsung, поставившая на рынок 29% всех смартфонов. На этом фоне доля iOS выглядит совсем скромно: официальные смартфоны Apple в России популярны так же, как и устройства под управлением Symbian. Устройства на обеих системах поровну разделяют 18% рынка. Однако если говорить о популярности отдельных вендоров, то Apple должна оставаться довольной: ее iPhone позволил компании войти в первую тройку.
Общие объемы рынка довольно внушительные: за весь год было продано 41,6 миллиона мобильных устройств. За них заплатили 225 миллиардов рублей. Несмотря на то, что продажи самих устройств упали на 1% за год, их денежный эквивалент вырос на 10%. Во многом это объясняется ростом средней стоимости продаваемого устройства. За год она увеличилась на 12%, составив 5,4 тысячи рублей.
Почти половина всех телефонов — умные. Если быть точнее, то 47%. Разумеется на смартфоны пришлась львиная доля выручки — 82%. Однако несмотря на столь весомое преимущество, рост выручки ощутимо замедлился. Виной всему повсеместно растущее предложение бюджетных смартфонов. За год средняя цена смартфона так же упала на 12% до 9,5 тысяч рублей. Согласно тенденции, в текущем году этот показатель вновь снизится. Именно в связи с этим обычные телефоны сегодня покупают все реже. Стоит ожидать, что в ближайшие годы продажи простых «звонилок» сократятся настолько, что просто перестанут учитываться и рынок полностью будет состоять из смартфонов.
Планшеты — отдельная категория устройств. Российский рынок планшетов демонстрирует активное развитие. В ушедшем году было продано 6,7 миллионов устройств. Это на 107% больше, чем в 2012 году. Денежный рост рынка составил 55%, что равняется 78 миллиардам рублей. Как и в случае со смартфонами, средняя покупная стоимость планшета упала, составив 11,6 тысяч рублей, что на 25% ниже, чем годом ранее.
Так же как и со смартфонами, вендором номер один на планшетном рынке является Samsung. Компания прибрала к рукам 24% рынка. Второй по объему проданных устройств значится Apple. 17% рынка принесли компании 32% выручки всего рынка — на один процент больше, чем Samsung. Стоит отметить, насколько быстро сокращается влияние Apple: за год продажи iPad упали на 9%, а объем выручки сократился на 10%. Samsung в этом плане несколько стабильнее. Однозначно ясно одно: россияне отдают предпочтение планшетам на Android. На их долю приходится 80% всего рынка. Покупают в России и планшеты с Windows 8. Правда так мало, что на графике их не увидеть — 0,2%.
Согласно прогнозам вице-президента Евросети Виктора Луканина, тенденция сохранится и в текущем году. По его мнению смартфоны продолжат увеличивать долю, вплотную подбираясь к верхушке и уже к концу года заимеют 96% выручки. Луканин полагает, что Apple необходимо усиливать свое влияние, представляя новые устройства, в противном случае мобильная платформа Google продолжит доминировать на рынке, увеличивая долю.